Из книги автора Мадорский Л.В., 2003 г.
Диагностирование технического состояния машин по внешним признакам
Вначале необходимо проконтролировать величину зазора между электродами. При уменьшении зазора искра будет слабой, не обеспечивающей воспламенение рабочей смеси. При чрезмерном увеличении зазора между электродами в контактной системе зажигания напряжение тока может оказаться недостаточным для проскакивания искры. Для обеспечения длинной искры, способствующей более стабильному воспламенению рабочей смеси, транзисторная система зажигания должна развивать высокое напряжение от 18 до 25 кВ. Во время пуска двигателя пробивное напряжение достигает максимального значения из-за большого сопротивления цепи. Повышенная более расчетных значений величина напряжения во вторичной цепи увеличивает опасность пробоя изоляции высоковольтных проводов, утечки тока по грязи и влаге, подгорания контактного уголька в крышке распределителя и выхода из строя резистора в роторе (при его наличии).
Необходимо помнить, что катушка зажигания у некоторых автомобилей (в отличие от установленных на большинстве отечественных машин) не снабжена дополнительным резистором, отключаемым в период пуска. Поэтому увеличение искрового промежутка в свечах может привести к ухудшению пуска холодного двигателя при отрицательных температурах, особенно при частично разряженной аккумуляторной батарее. По этой причине заводскими инструкциями для таких двигателей с контактной системой зажигания рекомендуется относительно малая величина зазора между электродами свечей – для контактной системы зажигания от 0,5 до 0,6 мм.
На современных двигателях с электронной системой зажигания величина искрового промежутка находится в пределах от 0,7 до 1,2 мм.
При неправильно установленной величине зазора ухудшаются указатели работы двигателя, в частности, увеличивается расход топлива и ухудшается экология выхлопных газов. Для современных двигателей, работающих на бедных смесях, требуется увеличенный зазор между электродами свечи. Но с увеличением зазора возрастает пробивное напряжение искрового промежутка, поэтому современные схемы зажигания имеют более высокий запас по вторичному напряжению, чем исключается вероятность пропусков искрообразования. Если воздушный промежуток между электродами слишком мал, то становится возможным его зарастание нагаром и вероятность названных пропусков увеличивается. В результате ухудшается экономичность работающего двигателя.
Проверку величины зазора свечи производят круглым щупом (его можно сделать из обычной канцелярской скрепки), который вставляется продольно относительно бокового электрода и должен проходить между электродами с едва ощутимым сопротивлением (рис. 34). Плоским щупом измерить зазор невозможно, так как в результате эксплуатации на боковых электродах образуются выемки, которые вносят погрешность (до 60%) в результаты измерения.
Летом, особенно при высоких скоростях движения, свечи работают на верхних границах допустимых температур вплоть до возникновения калильного зажигания. Это обеспечивает их самоочистку от нагара. Иная картина осенью или зимой, поэтому особенно для городского режима эксплуатации желательно применять для таких условий более «горячие» свечи, нежели штатные. Возможно, когда говорят о зимнем комплекте свечей зажигания, предполагают использование свечей с более низким калильным числом и минимально допустимыми зазорами (0,5 или 0,7мм) между электродами. Такой комплект свечей прослужит только 3 – 4 месяца, но с ним утром в любой мороз двигатель будет пускаться увереннее.
По этой же причине свечи после пуска двигателя зимой следует как можно быстрее прогреть. Не случайно нынче рекомендуют это делать при умеренной нагрузке на ходу – электроды свечей лучше самоочищаются. Работа вполсилы свечам вредит. В частности – короткие городские поездки, длительная работа на холостом ходу.
Добавлено after 46 minutes 59 seconds:Проверки свечей осциллографом. Страница 241.
https://www.ncfu.ru/NCFU_PYATIGORSK/.do ... 3_2017.pdf