Вопросы по ремонту аудио, видео техники. Все, что можно слушать и смотреть.
Ответить

Щелчки при выключении Романтик-304

Пн фев 27, 2023 02:21:58

Добрый день.

Кто не может много читать - в конце есть 3 коротких видео с проблемой.
Суть - громкие щелчки в динамик, при отключения ручки "ПУСК".
Помогу вам с ответом - куда точно ставить (любой) конденсатор (хоть керамический, хоть метало-пленочный) для сглаживания этих скачков?
Схема (скан) внизу.
Возможно нужно в БП его поставить или заменить там родной?
БП явно не родной 1991г.
Изображение Изображение Изображение Изображение

После тщательной профилактики Романтик-304 и сборки, внезапно возник вопрос по электрике.
Аппарат дорог мне тем, что именно на него мой родственник записывал меня еще маленького, с 1979 по 1990г.
Износ у аппарата по идее должен быть нулевым, тк записано было всего 4-5 катушек за все время (13см).
30 лет аппаратом не пользовались.
Решил делать профилактику лишь по одной причине - сильный вой двигателя.
Помню, что этот вой был еще 40 лет назад.
После полной разборки всех узлов и двигателя, промывки бензином всех подшипников, смазкой их "Литолом-24" - воя стало гораздо меньше.
Проложил войлоком весь хомут (кольцо) крепления двигателя и три опоры двигателя на раму.
Но я боялся, что вой будет еще передаваться на пластмассовый корпус при сборке - так и вышло. В общем 90% воя идет на верхнюю крышку.
Пришлось все опоры двух крышек (под крепежными винтами и под шляпками винтов) прокладывать искусственным (как толстый синтепон) войлоком толщиной 4 мм.
Много воя и вибрации ушло.
Но некий характерный вой двигателя немного слышен.
Но уже не так страшно, как было.
В общем уже хотел радоваться прослушиванием (или продать, тк многие просят).
И вот тут смысл моего вопроса.

При смене положения ручки с "ПУСК" на "СТОП" происходит очень сильный щелчок в динамик (вне зависимости от уровня ручки громкости).
Вроде такого не было до профилактики (или мне кажется, что не было).
Я в разобранном виде много раз тестировал с подкинутым другим советским динамиком - вроде ж не было таких ужасных щелчков (я бы заметил).
Может какой-то фильтрующий электролит на входе по питаю высох?
Но если очень медленно выключать ручку, то стрелка медленно сползает (разряжается какой-то электролит) и щелчка уже нет.
Электролиты я не стал менять (многие люди это любят делать - всё подряд меняют), тк звук идёт очень чистый и отличные высокие частоты на 9-й скорости (особенно, если студийная запись или современные пробы на родной микрофон или с винила).
Прошу опытного радио-электронщика подсказать точным советом (схемы отсканировал) - где и что это может быть, тк электрику в нем я не трогал вообще.
Или укажите, пожалуйста, на схеме - какой точно электролит отвечает за эти щелчки?
В радио-электронике я понимаю лишь частично и могу аккуратно всё перепаять, (включая любые SMD), но понять и определить природу разных отклонений сигналов, фонов, модуляций. волн, синусоиды и прочих радио-терминов - я к сожалению не могу (я хорошо в механике разбираюсь). Мультиметры есть.
Так же громкие щелчки идут в динамик при нажатии на кнопку "ЗАПИСЬ" (без пуска).
Так же при прибавлении на максимум громкость - в динамике летает стая крылатых жуков (видимо помехи от щеток двигателя, хотя ламели ротора прочистил спиртом и щетки как новые).

Заранее очень благодарен адекватным людям за точные советы и помощь.
С меня, как обычно, половина банки сгущёнки.
Схемы имеются.

ВИДЕО:
1) Щелчки при ВЫКЛючении -
https://youtu.be/dqCG6rULdVg

2) Щелчки при нажатии "Запись" -
https://youtu.be/r7g77s_WZjo

3) Летают жуки при максимальной громкости -
https://youtu.be/FMijOsPKh2U

Схема электрическая принципиальная Романтик-304 (10000 х 6000 точек. Яндекс-диск. 5мб) -
https://disk.yandex.ru/i/_AdojVYE9IBF5w
Последний раз редактировалось Alex Anderson Пн фев 27, 2023 18:44:03, всего редактировалось 4 раз(а).

Re: Щелчки при выключении Романтик-304

Пн фев 27, 2023 07:55:47

3) Летают жуки при максимальной громкости -
https://youtu.be/FMijOsPKh2U

Если отпаять провода от двигателя , жужжание пропадает?

Re: Щелчки при выключении Романтик-304

Пн фев 27, 2023 22:02:13

Alex Anderson, двигатель укутали в шумоизоляцию, а корпус двигателя проводом с шасси соединили?

Re: Щелчки при выключении Романтик-304

Пн фев 27, 2023 23:12:11

Кроме заземления корпуса и стакана - вращение двигателя вокруг его оси приводит к изменению наводок на магнитную головку.

Щелчок при выключении был определенно, но чтобы раздражающий - это нет.
С учётом ещё и задания, это может быть подсели электролиты по цепям питания. Их проверять надо все. Можно прикосновениям к их выводам дополнительного конденсатора примерно равной ему ёмкости. И ли большей. Но предварительно конденсатор разрядить !

Блок питания с доработкой подождать.

Re: Щелчки при выключении Романтик-304

Вт фев 28, 2023 14:40:12

двигатель укутали в шумоизоляцию, а корпус двигателя проводом с шасси соединили?
Не помогло. Ни с щелчками ни с жуками из двигателя (жуки меня вообще не беспокоят, тк они слышны лишь на максимальной громкости, да сама песня перекрывает их).
А шумоизоляция была с завода, между облицовкой двигателя и самим двигателем, уже было тоже обёрнуто листом тонкой резины. Так что заземление там идет видимо по куче мелких проводков из двигателя.
Решил проводом соединить раму (и двигатель) с батарей центрального отопления (с разными проблемами по питанию компьютера и подсоединенной к нему видеокамеры - всегда помогает).
Но тут не помогло ни с чем.
Муркиз писал(а):Щелчок при выключении был определенно
Пересмотрел сейчас штук 20 видео с романтиком-304 - ни у кого нет щелчков при выключении. Вроде и в момент профилактики (мне кажется) не было у меня. Я бы точно это заметил, тк просто бесит до ужаса такой громкий щелчок.

Вспомнил момент - когда уже закончил профилактику и было 4ч ночи и уже спать хотелось, то я один раз ошибочно сунул штекер от БП (12в) в разъём для входа микрофона (он же и для проигрывателя пластинок).
Думал будет конец аппарату.
Не мог ли этот ужасной поступок стать причиной щелчков при выключении?
И вообще - что происходит, если подать 12в во вход микрофона и пластинок?

Маленькое дополнение, видео про контакты в переключателе -
https://youtu.be/Ld-bb72XHjc
Последний раз редактировалось Alex Anderson Вт фев 28, 2023 14:55:35, всего редактировалось 1 раз.

Re: Щелчки при выключении Романтик-304

Вт фев 28, 2023 14:54:41

Ничего не будет.
А щелчок бывает всегда, поскольку разрыв питания и искру в этот момент ловит и воспроизводит усилитель на остатках заряда конденсаторов питания. Только вот его громкость всегда разная на разных аппаратах, и в большинстве случает заглушается щелчком механического выключателя, маскируется им. Поэтому его и не замечают .
Повышенная громкость его может быть из-за ухудшения фильтрации цепей питания, поскольку он по ним и распространяется.

Ещё раз повторяю - смотри их в первую очередь.

Да, и можешь ещё этот свой конденсатор между контактами выключателя припаять. Тоже уменьшит искрение.

Re: Щелчки при выключении Романтик-304

Вт фев 28, 2023 15:06:56

Ничего не будет
Я сейчас дополнял свой ответ, и поэтому не очень понятно про что именно вы говорите "Ничего не будет". Уточните, пожалуйста. Может вы про - если сунуть 12в во вход микрофона?
И я добавил видео сейчас про контакты в переключателе.
Посмотрите, пожалуйста.
Там как раз про те моменты, которые вы сейчас озвучили. Может это вам поможет с идеями.
То есть, если переключатель НЕ сразу в ноль выключать, а повернуть лишь на 1-2мм, то сначала выключиться двигатель (но динамик и усилитель еще работают), потом еще на 1-2мм повернуть, то уже плавно без щелчков отключатся усилитель и динамик (стрелка очень медленно ползет вниз - разряжается что-то).
То есть что-то происходит именно при резком касании контакта "СТОП". Я уж хотел заизолировать его, но подумал, что накопленное напряжение (на конденсаторах) без разрядки, потом куда-нибудь стрельнет, если сразу переключить на перемотку и тд. Побоялся это делать. При касании переключателя контакта "СТОП" - происходит видимо резкая разрядка конденсатора какого-то.
Видео про переключатель - https://youtu.be/Ld-bb72XHjc

Re: Щелчки при выключении Романтик-304

Вт фев 28, 2023 16:11:08

Да, про 12 В.

На 90 % - дохлый двигатель. Проверить - на ХХ со снятым пассиком должен потреблять не больше 50 мА. В идеале - 30 мА. И если при этом дёргается стрелка( или пляшут сильно цифры), то однозначно двигатель приказал долго жить.
Это , кстати, часто бывает при переборках двигателя.

Re: Щелчки при выключении Романтик-304

Вт фев 28, 2023 17:32:15

На 90 % - дохлый двигатель.
С вашим большим опытом я конечно не могу тягаться. Но вряд ли двигатель плохой, тк за всё время записано было 4-5 катушек на него с 1979 по 1990г. Ротор я не вытаскивал, тк это там невозможно. Только подшипники с двух сторон промыл и смазал (не снимая с вала). Ламели под щетками были чистые, но всё же протёр спиртом. Щетки как новые.
О смене двигателя речи быть не может (да и не к чему).
Разбирать опять всё уже не хочется, что б отпаивать провода для измерения тока. Сам двигатель сейчас без пассиков работает нормально и тихо.
Даже, если предположить, что двигатель как-то не так работает, то это может влиять наверное только на звук жужжания жуков при максимальной громкости?
На щелчки вряд ли же двигатель и его работа могут влиять?

Re: Щелчки при выключении Романтик-304

Вт фев 28, 2023 19:46:29

Жужжание жуков - это электрический шум двигателя и есть. И это при нормальной электрике является первым признаком повышенного искрения коллектора, что не есть норма.

Очень много двигателей имело проблемы с коллектором прямо с завода, а при хранении на холоде, к примеру, усиливало этот процесс их кончины.

Re: Щелчки при выключении Романтик-304

Вт фев 28, 2023 23:18:09

Alex Anderson писал(а):При смене положения ручки с "ПУСК" на "СТОП" происходит очень сильный щелчок в динамик (вне зависимости от уровня ручки громкости).

Alex Anderson писал(а):Так же громкие щелчки идут в динамик при нажатии на кнопку "ЗАПИСЬ" (без пуска).


Alex Anderson писал(а):То есть, если переключатель НЕ сразу в ноль выключать, а повернуть лишь на 1-2мм, то сначала выключиться двигатель (но динамик и усилитель еще работают), потом еще на 1-2мм повернуть, то уже плавно без щелчков отключатся усилитель и динамик (стрелка очень медленно ползет вниз - разряжается что-то).
То есть что-то происходит именно при резком касании контакта "СТОП".


Резкого касания контакта "СТОП" , как я вижу по схеме, не может быть, так как такого контакта НЕТ. Контакт Переключателя размыкается и висит ни с чем не замкнутый.

Alex Anderson писал(а):Электролиты я не стал менять (многие люди это любят делать - всё подряд меняют), тк звук идёт очень чистый и отличные высокие частоты на 9-й скорости
Alex Anderson писал(а):Может какой-то фильтрующий электролит на входе по питаю высох?


Интересное утверждение, взаимоисключающее- " Я не стал менять" и "Может какой-то высох".
Менять все подряд и не надо, это удел начинающих.
Но проверить ТО их надо и тогда Вы узнаете какой "высох", ни один "высококлассный механик вам пальцем не ткнёт вот ЭТОТ- меняй.
ESR -метр и проверить все электроилиты- дохлые менять!
У вас, как я понял, просто нечем проверить электролиты. А в таком старье " 40 лет" это первое дело! Могу хотя бы один указать, который уже подпадает под проверку. С20- но не он один.
Alex Anderson писал(а):Или укажите, пожалуйста, на схеме - какой точно электролит отвечает за эти щелчки?

За эти щелчки отвечают целая горсть.


Alex Anderson писал(а):Решил делать профилактику лишь по одной причине - сильный вой двигателя.
Помню, что этот вой был еще 40 лет назад.
После полной разборки всех узлов и двигателя, промывки бензином всех подшипников, смазкой их "Литолом-24" - воя стало гораздо меньше.
Проложил войлоком весь хомут (кольцо) крепления двигателя и три опоры двигателя на раму.
Но я боялся, что вой будет еще передаваться на пластмассовый корпус при сборке - так и вышло. В общем 90% воя идет на верхнюю крышку.

Эти двигатели приходилось перебирать в молодости, по долгу своей работы, там стоит механический центробежный регулятор скорости.
Отсюда и вибрация и шум и вой. Играет и положение и крепление двигателя.

Фрагменты схем выкладываю- укажите контакт "СТОП" через который что-то разряжается....
при медленном вытаскивании вилки из розетки... :) свет гаснет плавно.

А при записи "В2" разрывается цепь на динамик и ток идё через резистор в 100 Ом.

Вообщем я бы начал с С20 .
Электролиты и сейчас качеством не блещют, а в то время дерьмо было ещё то. Так что выражение -что ВСЕ мол меняют ВСЕ электролиты, имеет основания.
Но с прибором, можно менять только дохлые.
Вложения
RAS_2.jpg
(194.37 KiB) Скачиваний: 31
RAS-1.jpg
(147.45 KiB) Скачиваний: 33
RAS_3.jpg
(187.32 KiB) Скачиваний: 32

Re: Щелчки при выключении Романтик-304

Ср мар 01, 2023 15:41:27

Муркиз и МЕХАНИКД - большое вам спасибо за разъяснения и наводки на мысли.
ОГРОМНАЯ благодарность МЕХАНИКД за такие подробные ответы и рисунки со стрелками. Хочется пожать вам руку за такое человеческое отношение и тщательный подход в помощи (сам поступаю так же).
Согласен с каждым ваши словом - что менять все подряд электролиты это удел какой-то не профессиональный (хоть и имеет иногда смысл).
Опять вы точно угадали, что на данный момент мне не чем точно измерить годность электролитов (большой цифровой мультиметр - не с собой сейчас, ESR-метр так и не приобрел, а стрелочным Ц4324 проверять электролиты - вообще пальцем в небо).
Даже современный цифровой мультиметр покажет лишь ёмкость, но не внутреннее сопротивление, которое (как выясняется) важнее чем ёмкость.
МЕХАНИКД писал(а):там стоит механический центробежный регулятор скорости.
Отсюда и вибрация и шум и вой. Играет и положение и крепление двигателя
И тут вы опять правы. Да - я уже много прочитал про этот центробежный регулятор скоростей. И первым делам тоже сразу на него и грешил, что вой от него может быть.
Я не стал вам рассказывать (что б не отходить от темы), что при определенном лежачем положении двигателя - этот вой возникает, а при другом положении лёжа - полностью прекращается. Но исправить это вряд ли возможно, тк подшипники промыты и смазаны, ламели хорошие, щетки как новые, биения ротора нет, аппаратом пользовались лишь 4-5 катушек за всё время.
А трогать винты регулятора скорости (без эталонных приборов) - самоубийство.
Видео - вой двигателя при смене положения (при этом ротор и блок регулировки оборотов сидят очень четко без малейших люфтов) -
https://youtu.be/HJuUwOVi-7o

К сожалению надо уже уезжать в другой город и нет времени заняться электролитами. Да и ESR-метра нет. И так уже 2 недели до 4 утра потрачено на профилактику.
Но моя совесть чиста перед будущим владельцем, тк такую тщательную профилактику не делал ни кто (смотрел разные форумы и ютубы).
Потом где-нибудь сделаю отчет с фото.
Все 100% продавцов на авито Романтиков-304 - продают без малейшей профилактики.
При чем некоторые персонажи умудряются ставить цену 7тр и даже 10 тр.
Пишу им - "У вас совесть хоть есть, так задирать цену без профилактики? Я хочу отдать в 2 раза дешевле и с полным ремонтом".
Отвечают - "Это моё дело! Что хочу, то и делаю!".
Отдавать это аппарат совсем нет желания - его помню с малых лет, когда родственник приходи к нам с ним с 1979 по 1990г.
30 лет его не видел, но помнил. И тут он попался мне в руки. Ностальгия - как на машине времени улетел на 40 лет назад.

ОГРОМНАЯ просьба к МЕХАНИКД - я к вам когда-нибудь через год (если буду здоров и жив) хотел бы обратиться с точно такой же просьбой о щелчках, но только в моём личном кассетном магнитофоне ТОМЬ-303. Его отдавать или продавать я не собираюсь никогда. Иногда включаю его для ностальгии.
В нем (уже давно) тоже очень громкие щелчки при включении и выключении.
Звучит он очень чисто и поэтому менять все подряд электролиты на китайские - не очень хочется.
Если бы вы мне хотя бы так же показали стрелочками в основные электролиты, которые в первую очередь надо менять - я был бы вам крайне признателен.
И тогда смог бы вам отдать и вторую часть от пол-банки сгущенки. Первая пол-банки уже ваша, заслуженно.
Искренне сожалею, что мой отец (очень опытный радио-электронщик), но из-за очень молчаливого характера - так и не передал мне вообще ни какие знания по радио-электронике.
Поэтому извиняюсь, что у меня теоретических знаний в радио-электронике - ноль.

Детали на печатных платах Романтик-304 (7000 х 5000 точек. Яндекс-диск. 3 мб) -
https://disk.yandex.ru/i/TyjM6_6RU9DgwQ
Ответить