Вопросы по ремонту аудио, видео техники. Все, что можно слушать и смотреть.
Ответить

Re: Опять нота мп-220с

Вс апр 10, 2022 17:20:36

Так сказать дядя Вася, а не мастер.

Добавлено after 56 minutes 54 seconds:
Барахлит усилитель записи. (Плата А7)С одной стороны конденсаторов с1 и с2 (со стороны микросхемы) подходят все частоты, а со стороны головки уже выходят только средние-высокие частоты, хотя конденсаторы рабочие (менял несколько раз). Если головку отключаю, то на выходе уже все частоты идут. Головка тоже рабочая (вроде)(т.к. воспроизводится звук хорошо). Что делать? Подскажите пожалуйста.

Re: Опять нота мп-220с

Вс апр 10, 2022 20:59:22

С одной стороны конденсаторов с1 и с2 (со стороны микросхемы) подходят все частоты, а со стороны головки уже выходят только средние-высокие частоты


Как вы это определили?
Ток подмагничивания на головку приходит?
Фильтры-пробки как там поживают?

Что делать? Подскажите пожалуйста.

Вернуть тракт записи в стоковое состояние.

Инструкции по ремонту Нота МП-220 у меня нет, есть инструкция по ремонту (сервисмануал) магнитофонов Маяк232/233, может пригодится:

http://forum.cxem.net/index.php?s=0df39 ... _id=183667

Кинематическая схема и карта смазки лентопротяжного механизма магнитофонов Маяк232/233, Нота МП-220 это по сути спарка двух маяковских ЛПМ:
Изображение

Ещё сервис мануал (инструкция по ремонту) Яуза МП-221С-2, там ГСП как раз с ручной регулировкой тока подмагничивания. .

http://marinovsoft.narod.ru/liter/Yauza_221C-2.djvu

Re: Опять нота мп-220с

Пт мар 03, 2023 08:34:00

ПРиношу извинения за столь долгий промежуток времени. Есть у меня осциллограф, ток подмагничивания на головку приходит, про средне-высокие частоты наврал, всё проходит, СДП в принципе отрабатывает как надо. С повышением частоты примерно с 10 кГц начинает повышаться амплитуда. Заводской Регулятор подмагничивания начинает работать только если отключить режим CrO2(вроде так и должно быть, верно?), начинает регулироваться ток подмагничивания, и при этом запись никак не изменяется, усилитель записи кстати работает хорошо. Пробовал менять ток записи совместно с током подмагничивания, ни к чему не привело, напряжения все в норме по схеме из журнала "Радио" 2/87 СДП-2 (первый владелец ноты сказал, что делал именно по ней, но это не точно). Кстати, ток подмагничивания, показалось мне, а точнее разница между его амплитудами при минимально выставленном регуляторе подмагничивания и максимально небольшая (опять-же говорю точно не знаю как должно быть), точно уровень пока подсказать не могу. Ещё попробовал порегулировать ток подмагничивания регуляторами на плате, толком тоже ни к чему не привело. В общем "ничо нимагу панять"

Добавлено after 4 minutes 7 seconds:
И ещё, при записи частоты проходят все на головку вместе с током подмагничивания, воспроизводятся после записи только средне - высокие частоты, причём если в песне больше высоких частот и чаще они встречаются, тем лучше она записывается. ПРи воспроизведении кассеты с нормальной записью звук отличный.

Добавлено after 9 hours 22 minutes 51 second:
Фильтры пробки кстати чувствуют себя хорошо

Re: Опять нота мп-220с

Пт мар 03, 2023 13:18:36

Danil306 писал(а):Есть у меня осциллограф

..а генератор синуса у тебя есть..?..а милливольтметр..? :)
Danil306 писал(а):усилитель записи кстати работает хорошо

..откуда знаешь..?..ты сигнал на его выходе смотрел..? :)
Danil306 писал(а):Пробовал менять ток записи совместно с током подмагничивания, ни к чему не привело

..а говоришь - работает нормально.. :)
Danil306 писал(а):напряжения все в норме по схеме из журнала "Радио" 2/87 СДП-2 (первый владелец ноты сказал, что делал именно по ней, но это не точно

..ойнемогу.. :facepalm:
Danil306 писал(а):Фильтры пробки кстати чувствуют себя хорошо

..фильтр-пробка нужен для предотвращения попадания колебаний ГСП на выход УЗ и исключения модуляции колебаний ГСП током записи..у тебя УЗ собран по схеме "генератор напряжения" - т.е, имеет крайне малое выходное сопротивление, к тому же последовательно между головкой и его выходом включен токостабилизирующий резистор, сопротивление которого на несколько порядков больше, чем выходное сопротивление УЗ - так что тут от фильтра-пробки толку почти ноль - ты можешь замкнуть катушку накоротко - на качестве записи это не отразится никак.. :) ..смысл в фильтр-пробке есть тогда, когда выходной каскад УЗ построен по схеме генератор тока и любое попадание мешающих сигналов (в данном случае с ГСП) искажает его передаточную характеристику - но таких УЗ серийно не делали ни в одном аппарате - иначе пришлось бы принимать серьезные меры по исключению проникания колебаний ГСП через паразитные связи во все цепи УЗ - а это не технологично, ибо требует специфичной разводки плат и экранирования..

..поэтому первое, что ты делаешь - выдергиваешь из своего кассетокрута динамическое подмагничивание (СДП-2) и восстанавливаешь монтаж до заводского - в точности, как было раньше. Толку от СДП - ноль, это лохотрон, суть которого скрыть низкий уровень насыщения (читай - перегрузочную способность) усилителя записи уменьшением тока подмагничивания. При этом субъективно средне-высокие частоты пишутся лучше за счет увеличения чувствительности носителя (магнитной ленты), но страдают низкие - ниже 100 Гц за счет насыщения головки синус вырождается в пилу, и мощные НЧ составляющие начинают звучать неестественно. Кроме того, СДП как и любая инерционная система имеет время срабатывания/восстановления - если, к примеру, на фоне мощных ВЧ составляющих будут иметь место такие же мощные НЧ, то последние (НЧ) будут звучать с характерным неприятным призвуком.

..вот для сравнения на графике АЧХ усилителя записи для лент перового типа (МЭК1, Fe)

Изображение

..из графика видно, что АЧХ имеет сильный подъем на частоте 16кГц (16дБ) по сравнению с частотой 315 Гц (315 принята в качестве опорной частоты "0дБ" для установки усиления тракта для лент типа Fe)

..такой подъем и его величина не случайны и не взяты с потолка - они ориентированы на вполне конкретный параметр магнитной головки, который называется "относительный уровень записи на частоте ХХХ) - он показывает, на сколько уменьшается уровень записи на такой-то частоте по сравнению с частотой 315Гц. К примеру, для головки 3Д24.080 относительный уровень записи на частоте 16кГц примерно -13дБ..это значит, что необходимо обеспечить как минимум такой же подъем на 16-и килогерцах - а по факту, с учетом щелевых и контактных потерь в головке - еще больше - в данном случае, подъем 16дБ оптимален с этой точки зрения.

..а теперь обратимся к цифрам: выходное напряжение УЗ, соответствующее номинальному току записи с потоком короткого замыкания 200нв/м для нот, яуз, вег и т.д - примерно 1,1В RMS..требуемый подъем - 16дБ..напряжение питания УЗ +/-15В..вопрос - сможет ли УЗ обеспечить такой подъем..?.. :) ..конечно же нет (как пела Сердючка) - требуется увеличивать напряжение питания..вот и складывается ситуация, когда при качественной головке и ленте полноценная запись на ВЧ при оптимальном токе подмагничивания невозможна по причине наступления клиппинга в усилителе записи..а для хромовых и металлических лент ситуация еще хуже, ибо требуемый для них ток записи еще больше..

..как "решить" этот вопрос, попытавшись наиппать законы физики..?..правильно - уменьшением тока подмагничивания тогда, когда "много цыкалок"..и насрать при этом на увеличивающиеся в разы нелинейные искажения, а на переходные процессы вследствие зависимости реальной связи гистерезиса магнитных лент и ТПВЧ - вапще насрать.. :) ..и вот на выходе мы имеем...СДП-2..

..ну, и еще одно лирическое отступление - Накамичи Драгон в определенных..эмм..кругах стал легендой по качеству звучания, можно даже сказать, иконой стиля...записи, сделанные на аппаратах этой линейки отличает действительно качественный звук...а все просто - инженеры компании давно заметили насыщение головы на НЧ даже при оптимальном токе подмагничивания (равенство отдачи ленты на двух частотах 315Гц и 15кГц по уровню -20дБ) и увеличили ток подмагничивания против оптимального на 3дБ..ну, а спад АЧХ в области ВЧ компенсировали увеличением глубины эквализации в усилителе записи (большим подъёмом на ВЧ) ... :) ..вот и все.. :)

..но за все надо платить - уровень, соответсвующий 0 дБ у наков меньше, чем у совковых кассетокрутов - такой "хитрый ход" обеспечивает нужную "виртуальную" перегрузочную способность тракта..

..теперь о том, что тебе надо и что делать..

1)..выкидываешь к нехорошим собакам эту несуразицу СДП-2 и восстанавливаешь монтаж до первоначального состояния.

2)..любая регулировка кассетокрута начинается с канала воспроизведения. Тебе потребуется тестовая кассета - такая, как на фото ниже..

Изображение

..на этой кассете записаны сигналы для регулировки канала воспроизведения с коррекцией 120 и 3180 мкс (лента МЭК-1, Fe) с потоком короткого замыкания 250нв/м DIN = 0 дБ, а так же сигналы для установки азимута головки и проверки АЧХ канала воспроизведения с уровнем -20дБ.

..так же потребуется двухканальный осциллограф, милливольтметр и генератор НЧ с диапазоном 20 Гц - 20 кГц...

..вначале воспроизводишь уровневый участок, регулировкой азимута головки добиваешься совмещения лучей (нулевого фазового сдвига) и выставляешь на линейном выходе 0 дБ 315 Гц..тут необходима оговорка - тест записан с потоком КЗ 250нв/м, большинство буржуинских кассетокрутов имеют 0 дБ 200нв/м, причем, не DIN, как записана эта кассета, а ANSI (тестовые кассеты сери МТТ, к примеру), поэтом необходим пересчет (для совмещения по уровню с буржуями) - 200нв/м ANSI=218нв/м DIN, т.е 250/218=1,147 (округленно). Тракт воспроизведения твоего кассетокрута имеет в своём составе шумодав на К157ХП3, для которого номинальное выходное напряжение 500мВ при номинальном входном 100мВ RMS...т.е, при воспроизведении 3ЛИМ.УНЧ. К4 по милливольтметру ты должен установить выходное напряжение 500*1,147 = 574мВ (округленно) и отрегулировать индикатор уровня так, чтобы он показывал +1 дБ.

3)..переходишь к каналу записи. Вначале убеждаешься в работе ГСП - в правильности формы синуса, частоты (85..100кГц), при регулировке подмагничивания (для Fe) амплитуда колебаний ГСП должна меняться. Затем подстроечниками установки тока подмагничивания устанавливаешь на головке примерно 12В (RMS) - для лент первого типа - это некий стартовый уровень тока подмагничивания. Отключаешь ГСП - как угодно, чтобы не мешался..

..подаешь на вход кассетокрута с генератора сигнал частотой 315 Гц - при этом регуляторы уровня записи должны быть на максимуме - такой амплитуды, чтобы милливольметр, подключённый к линейному выходу показывал 500мВ, а индикатор уровня - 0дБ.



..подстроечниками регулировке тока записи устанавливаешь на выходе усилителя записи (до токостабилизирующего резистора) напряжение 1,1В частотой 315Гц.

..все - это базовые установки..

..не забудь опять включить ГСП..

..далее, производя запись и измеряя напряжение на линейном выходе, подстроечники регулировки тока записи устанавливаешь так, чтобы было 500мВ.

..потом переходишь к оптимизации тока подмагничивания...критерий - равенство отдачи ленты на уровне - 20дБ (в 10 раз меньшим) по двум частотам - 315Гц и 10кГц..затем еще раз проверяешь, не изменился ли ранее установленный ток записи..последние регулировки приходится повторять несколько раз, поскольку есть связь коэффициента остаточной намагниченности с током подмагничивания.

..на этом все..

..если у тебя чего-то нет из приборов или инструментов, или ты чего-то не понял - то лучше не берись - отдай мастеру.. :tea:

p/s - есть еще один способ оптимизации тока подмагничивания...основан он на особенностях усилителя записи конкретно этого аппарата..может быть, он даже более точный - обрати внимание на ход АЧХ в области средних частот - примерно оттуда только-только начинается монотонный подъем..стало быть, является достоверным утверждение, что оптимальным будет такой ток подмагничивания, если сигнал с частотой 5..6кГц и уровнем 0 дБ будет равен сигналу с частотой 315Гц..а вот отдачу ленты на частотах выше 10кГц по уровню - 20дБ уже надо корректировать глубиной эквализации в усилителе записи..

Re: Опять нота мп-220с

Пт мар 03, 2023 22:13:44

Ничоси вы конечно выдали, спасибо огромное! Как раз занимался восстановлением до заводского состояния. Интересно, заметил расхождение между схемой разведения платы и реальной платой, переключатель S2,5, по схеме дорожка идущая от 14-го контакта шлейфа от блока питания подходит к 2-му выводу п2к-шки, на деле подходит к 3-му выводу. Видимо так было проще делать.

Добавлено after 41 second:
И 3-й со 2-м выводом спаяны забыл написать

Re: Опять нота мп-220с

Пн мар 06, 2023 09:58:01

Ужас, пришлось поменять кнопки на пульте управления ЛПМ А и случайно коротнул 3-й контакт на землю, теперь не могу найти 7,5 вольт на коллекторе VT1 которых так не хватает для запуска каких-либо режимов. Работает и включается только запись на ЛПМ Б, всё остальное не работает.

Добавлено after 8 minutes 10 seconds:
Уже кстати настроил запись и воспроизведение, правда кассеты не было настроечной, но пока на слух, на взгляд, играл очень хорошо и начали сыпаться кнопки в прямом смысле, поэтому и пришлось менять

Добавлено after 1 hour 38 minutes 43 seconds:
Уже починилось, одна кнопка была неисправна и грубо говоря была постоянно нажата.
Ответить