Здесь принимаются все самые невообразимые вопросы... Главное - не стесняйтесь. Поверьте, у нас поначалу вопросы были еще глупее :)
Ответить

Каким образом получается перегрузка в гитарном усилителе

Вт окт 30, 2007 17:49:30

Всем мяу!
В смысле здраствуйте!
Речь идет о гитарном усилителе. В нем практ. всегда имеется перегрузка. Есть куча статей, где написано про Soft-clipping(мягкое ограничение на лампе) и Hard-clipping(жесткое ограничение на транзисторе или диодах в цепи обратной связи или шунт через них на землю), все вроде бы хорошо и понятно.
А теперь, господа знатоки, внимание, вопросы:
-Каким образом получается мягкое ограничение на лампе(очевидно,что выбором режима работы(но каким именно?) и переусилением)
-Взял я аппарат, подал синусоиду, 2 вольтметра, осциллограф...На некоторых типах перегрузки(довльно благозвучных, что-то наподобие Marshall 70-ых гг. и прочих более современных, работающих в классе A или АВ) сигнал из синусоилального плавно превращается в пилообразный с загогулиной(похожей на появление фронтов импульса на высоких частотах). Как же получить такое чудо на лампах? Причем признаков ограничения сигнала я не заметил. Зато форма здорово изменилась. На других же, более жестких все как положено: двустороннее мягкое ограничение со срезом ВЧ.

Вт окт 30, 2007 21:19:57

Очень ценное наблюдение- на осциллографе с одновременным прослушиванием сигнала. Как получить требуемые искажения формы- пока не знаю. Плавное ограничение амплитуды- это пожалуйста. Превращение синусоидального сигнала в пилообразный- это интересно. Очень хотелось бы посмотреть на осцилограммы "вживую". Если нет возможности сфотографировать, то хотя бы рисунок с параметрами развертки осциллографа, для оценки временнЫх характеристик.

Ср окт 31, 2007 14:30:52

К сожалению, осциллограммы я не сфотографировал, только от руки наскоро набросал при снятии ААХ. Да и прослушивать в учебной лаборатории не догадался, хотя можно было взять наушники... :?
Может это связано с ФЧХ?... Т.е. вторая гармоника, получаемая при нелинейных искажениях(одностороннем ограничении на лампе) малость запаздывает, и вместо ограничения, на выходе всего устройства получаем то, что имеем?
Кстати, при дальнейшем увеличении амплитуды входного сигнала на сигнале получаются этакие"зазубрины". Действительно! Ведь в этом случае амплитуда второй гармоники возрастает, т.е. имеем более сильное ограничение, что при её запаздывании и дает эти самые зазубрины!
Господа ученые коты, скажите пожалуйста, похожи ли мои умозаключения на правду? Ведь с ростом частоты запаздывание сигнала по фазе увеличивается. Или я доучился до 5-го курса и так ничего и не усвоил и сейчас ошибаюсь? Хотя, это не удивительно, ведь во всех учебниках говорят, что нелинейные искажения-есть зло и с ними надо бороться, а в данном применении они приносят исключительно пользу. Заранее всех благодарю!
Вечером попробую на Безумном Коте(MathCad'е) 2 синусоиды сложить...и добавить ко второй смещение по фазе...Если мое предположение верно, то все дожно получиться...
Последний раз редактировалось PhantoM Ср окт 31, 2007 14:42:35, всего редактировалось 1 раз.

Ср окт 31, 2007 14:37:05

Там не так лампы влияют, как выходной трансформатор. Сделайте транзисторный с выходным трансформатором и посмотрите, что получится.

Ср окт 31, 2007 14:54:28

При перегрузке на транзисторах ограничение слишком резкое за счет глубокой ООС. Там сразу куча лишних гармоник появляется(в звуке характерный "песок" появляется), можно конечно их срезать регулировкой тембра, правда при этом звук получается глухой,не выразительный. В общем, в плане гитарного усилителя транзисторы не очень-то себя оправдывают...Долго можно крутить ручки тембра и перегруза, но хорошего звука не добиться...Уже намучался...А характеристики снимал я с гитарного лампового процессора, там выходного трансформатора нет и в помине. А перегрузка получается в аналоговой части схемы независимо на лампе(двойной триод) и на транзисторе, только некоторые типы перегрузки используют исключительно лампу, некоторые смешивают то и другое...
Правда подобный эффект может и получаться применением комбо симулятора, который дает то самое гитарное звучание...я его включал...хотя отключить как-то не подумал... А каким образом влияет на выходной сигнал наличие выходного транса? Подскажите, пожалуйста, коту неразумному.

Re: Каким образом получается перегрузка в гитарном усилителе

Ср окт 31, 2007 15:15:58

PhantoM писал(а):Речь идет о гитарном усилителе.

PhantoM писал(а):А характеристики снимал я с гитарного процессора

Не понятно тогда. Начали с усилителя, а исследовали процессор.
У Вас есть уверенность, что процессор еще никак не обрабатывает сигнал, а лампа там нужна только для этого, что здесь сделали. Смотрят и ахают. Правда не бесплатно. :))
Это материнка компьютера. Это только моё мнение.
Изображение

Ср окт 31, 2007 15:25:59

Хе :) Ну да. Странно звучит...согласен.
Нет, все дополнительные эффекты были отключены. Т.е. фактически сигнал прошел след. участки цепи:
Вход, предварит.усилитель->перегрузка ->АЦП ->Комбосимулятор->ЦАП ->выход
Комбосимулятор втупую срезает частоты выше 6-7 КГц, что дает возможность играть в линию, при игре через гитарный усилитель его лучше отключить, т.к. он сам по себе все срежет в лучшем виде на НЧ головке кабинета или комбика...
P.S. отличная картинка! Мне нравится :))) :idea:

Ср окт 31, 2007 15:41:57

Опять говорю только своё мнение.
Считаю, что многое из "мифов" о ламповов усилителе преукрашено. Для чистоты эксперимента нужно сделать однотактный транзисторный УНЧ с выходным трансформатором и посмотреть. Четные гармоники, это же не лампа даёт, а класс "А" лампового усилителя. Мягкое ограничение и искажения сигнала даёт трансформатор. Он же какое ни какое, но резонансное устройство. В своё время, в эпоху ламп всё это относилось к недостаткам, а сейчас вдруг.....
Как классическая музыка...хорошо и всё. Кто скажет не хорошо, то значит не воспитанный человек. :))
Иногда думаю, что в своё время столько радиоламп наклепали, а сейчас выбрасывать жалко, а .....
.....
Вас ни в коей мере не переубеждаю и по правде говоря в своей точке зрения не то, что уж ни шагу назад, но на данный момент ... :))

Ср окт 31, 2007 16:14:41

Нет-нет-нет! Я ни в коем случае не против транзисторов в принципе, как Вы могли подумать. Просто речь идет именно о ГИТАРНОМ усилителе...В том-то и загвоздка...Для прослушивания музыки я вполне удовлетворен звучанием своего простецкого муз.цетра. Да и к аудиофилам отношения не имею никакого.
А в гитарном усилителе важна именно перегрузка. Поэтому гитарных ламповых усилителей выпускают в большом количестве и по сей день. Ну не могут транзисторные с ними тягаться в этом сегменте рынка...Звук не тот...Более-менее сносное звучание выдают усилители на полевых МОП-транзисторах, но правда относительно достойно звучащие экземпляры стоят почти как ламповый, при том что звучание малость у них проигрывает, т.к. характерный "песок" они все равно выдают, хоть и в меньшем количестве, чем усилители на БПТ, так что особой популярностью у гитаристов они не пользуются...Только у самых начинающих и самые дешевые, остальные либо покупают ламповый усилитель, либо делают самопальный(неплохо звучат некоторые экземпляры, я когда впервые услышал такой вот самопал обалдел от неожиданности), либо используют ламповые преампы или гитарные процессоры...
Кстати перегрузка выходного каскада и выходного транса изредка используется(громкость на полную) как дополнительная...Но основная все-таки происходит именно в блоке предварительного усиления...
Кстати, гитарные усилители начали перегружать с 50-ых гг. прошлого века, а в 70-ых уже появились ставшие классическими модели, у которых появился отдельный специальный регулятор перегрузки...Так и выпускают их в таком виде и по сей день...
Последний раз редактировалось PhantoM Ср окт 31, 2007 16:25:20, всего редактировалось 1 раз.

Ср окт 31, 2007 16:23:19

Может я чего и не понимаю. Чего то больше ни кто сюда не идёт.
Ни сторонников ни противников. Вопрос конечно специфичный про гитарный.

Ср окт 31, 2007 16:50:21

Да, специфика...ничего не поделаешь. :roll:
Все у нас, гитаристов не по-людски. И нелинейные искажения-вещь полезная, и АЧХ с "провалом" на частотах 400-700 Гц...

Ср окт 31, 2007 21:22:54

Наличие трансформатора дает многие вещи- повышенное выходное сопротивление, резонанс на высоких частотах (обычно не слышимых), ФИЛЬТРАЦИЮ ВЧ-составляющих.Относительно последнего- фильтрации. Встречал упоминание о применении широкополосного трансформатора на выходе проигрывателя компакт-дисков:давало хороший эффект. Ну и правильно замечено- лампы работают в классе А, и они вообще склонны к более плавному ограничению сигнала. Плавные ограничители-лимитеры- иногда использовались в процессе звукозаписи, и ,несмотря на ограничение динамического диапазона, давали эффект уменьшения искажений на пиках сигнала.

Пт ноя 02, 2007 09:50:15

Я задался частотой основного тона, 3-мя гармониками, их амплитудами,начальным фазовым сдвигом(чтобы получить одностороннее ограничение) и дополнительным.
В общем, вот что получилось...
По-моему очень похоже на правду...
Вот только "зазубрин" не получилось, но, видимо, это из-за того, что учел мало гармоник, наскоро поигрался с их амплитудами и вообще, в теории всего не учесть...Однако, "пила" практически такая, какую я и наблюдал...
2 Сэр Мурр, это тоже полезный момент. Сужение динамического диапозона увеличивает сустэйн(длительность звучания от одного щипка струны), уменьшение выбросов при атаке делает атаку не такой резкой. Применение лампового усилителя дает "естественную" компрессию сигнала. Некоторые гитаристы используют внешние компрессоры/лимитеры. Я часто использую компрессор своего процессора, он там довольно неплохой. Особенно любят компрессоры бас-гитаристы, играющие в тяжелых стилях. У них гитарные эффекты редко используются, изредка встречаются спец.басовые овердрайвы и дистёршны,также есть басовые процессоры. В басовых усилителях 5 основных ручек: усиление, 3(или меньше) ручки тон-контроля, громкость.
Вложения
Безымянный.GIF
(8.3 KiB) Скачиваний: 989
Ответить