Здесь принимаются все самые невообразимые вопросы... Главное - не стесняйтесь. Поверьте, у нас поначалу вопросы были еще глупее :)
Ответить

Тормоз коллекторного (универсального) двигателя

Чт сен 07, 2023 01:22:27

Есть мотор стеклочистителя МЭ5-Е, коллекторный с катушками статора.
У современных стоит магнит и можно просто перемкнуть мотор чтоб он остановился, а вот с катушками не нашлось схем.

Вроде как в подобных моторах применялось 2 обмотки статора, одна для прямого хода, вторая для реверса, но не перематывать же.
Некоторые говорят что пытались запустить один полюс прямо, другой обратно, и наверно не заработало совсем, оно и логично.

Провода раздельные я вывел с него давно, лет 15 назад, надо же его в дело пустить. Есть ещё 2 таких мотора без редуктора, без переделки. И новый с магнитом есть, там редуктор который в разные стороны работает, может и сюда подойдёт.


Теория примерно такая.
К плюсу подключить статор, а последовательно якорь и комутировать на минус.
Когда мотор выключен, якорь замыкать, а статор через резистор соединять с минусом, но только на время торможения.

Получается вроде 2 пары контактов. Одна переключающая соединяет минус якоря между минусом и другим концом якоря. Другая пара соединяет минус статора с общим.

Хотя ересь какая получается, можно же просто якорь перемкнуть, когда с него управление убрано.
в общем непонятно.
Хотелось бы с минимумом транзисторов реализовать

Re: Тормоз коллекторного (универсального) двигателя

Чт сен 07, 2023 07:56:15

Даже самому себе становится всё понятно, если начертить схему.

Re: Тормоз коллекторного (универсального) двигателя

Чт сен 07, 2023 08:12:18

То есть статор электромагнит? При работе на него идет ток. При работе так же ток идет на ротор. При торможении оставляем ток на статоре, и коротим ротор

Re: Тормоз коллекторного (универсального) двигателя

Чт сен 07, 2023 08:55:31

Большинство двигателей на 220 вольт имеют последовательное возбуждение.

Re: Тормоз коллекторного (универсального) двигателя

Чт сен 07, 2023 09:25:54

Стеклоочтститель на 220 вольт?

Re: Тормоз коллекторного (универсального) двигателя

Чт сен 07, 2023 09:50:03

Не понимаю, откуда взялись сомнения. Обмотка статора включена последовательно с обмоткой ротора. Закорачивание внешних выводов приводит к тому, что всё BackEMF с ротора прилагается к обмотке статора, что создает магнитное поле для работы мотора. Т.е. при КЗ произойдет активное торможение. Понятно, что эффективное торможения будет только при высоких оборотах, т.к. падает ЭДС, что уменьшает напряжение на статорной обмотке что, с свою очередь, снижает ЭДС и всё резко схлопывается.
Если НуОченьНужно, можете попробовать перевести принцип работы "обмоточного" мотора на "с магнитами". Для чего в режиме торможения закорачивайте ротор на низкоомный резистор, а к этому резистору затвор MOSFET, который будет подавать напряжение питания на статорную обмотку. Т.о., на то время, пока мотор тормозит (на роторе наводится напряжение) в статорную обмотку будет идти ток из батареи.
Можно еще резвее упростить себе жизнь - вообще не делать никаких пересоединений, а просто подавать на мотор реверсное напряжение на некоторое время (по таймеру).
Т.к. активное торможение, как и разгон, очень сильно нагружают и механику и электронику, то сама идея является вредительской. Я давно купил шуруповерт и как-то он окончательно [], точнее его батарея, как и у всех. Купил новый шуруповерт и тут сталкнулся с активным торможением ротора. Гадость редкая. Пришлось разбирать "кнопку", выносить наружу замыкающий контакт и ставить тормозной резистор. При этом выбег шпинделя учеличился совсем чуть, но убрался удар и издевательство над коллектором. Делать КЗ - тупейшее решение во всей индустрии.
Так что, чем активнее торможение, тем больше вы вредите самому себе.

Re: Тормоз коллекторного (универсального) двигателя

Чт сен 07, 2023 09:51:11

74LS00,
А куда ты эти древние моторы применить то хочешь?
А ещё и с тормозом.
Автомобильный мотор без автомобиля применить проблематично.
По причине питания от 12 в ,и питания на трансформаторе.
Вот смотри у меня из такого мотора дрель сделана.Лет 40 назад.Так тогда мотор найти была проблема. А сейчас любые есть.
Дрель вышла удачная.Плат ей пересверлено много.Даже сейчас не выкинул.И бывает иногда в платах отверстия 1,3 -2,5 ей сверлю.

Изображение
Но к ней ещё коробка с трансформатором и выпрямителем типа в комплекте.
Так что не серьёзное дело,в 21 веке куда то такие моторы приспосабливать.Тем более к ним тормоза придумывать

Re: Тормоз коллекторного (универсального) двигателя

Чт сен 07, 2023 11:47:15

Паралельно двигателю ставится диод ,встречно подаваемому напряжению .
"когда на разогнанный двигатель перестаёт подаваться напряжение, двигатель вращаясь по инерции начинает генерить напряжение противоположное по полярности - диод гасит это напряжение, закорачивая обмотку двигателя."

Re: Тормоз коллекторного (универсального) двигателя

Чт сен 07, 2023 12:09:43

Не. ЭДС двигателя направлена навстречу ЭДС источника. Именно поэтому после отключения источника диод окажется подключен таким образом, что ток в него не пойдёт.

Re: Тормоз коллекторного (универсального) двигателя

Чт сен 07, 2023 18:44:00

По моей задумке имелось в виду так
Изображение
Но управлять надо 1 сигналом и чтоб если его долго нет, то статор тоже отключался.

Сопротивление статора в 5 раз больше якоря, поэтому думаю и резистор ненужен.
Обороты как раз маленькие, так что подмагничивать придётся. Хотя сейчас нет подходящего питальника его включить, есть только переменка от латра.
(И ваще реверс не был бы лишним)

Возможно чтото вроде большого конденсатора, но чтото в этой схеме не так, он наверно не разрядится
Изображение

Вот тоже думаю надо статор подключать пока на якоре есть напряжение, но при малом сопротивлении оно будет тоже очень слабым, а увеличение испортит тормоз, видимо надо усиливать.

Re: Тормоз коллекторного (универсального) двигателя

Чт сен 07, 2023 18:47:26

Статор и ротор в моторчике последовательно?

Re: Тормоз коллекторного (универсального) двигателя

Чт сен 07, 2023 22:08:59

Последовательно, у них слишком большая разница. По сопротивлению статор 7.8ом, якорь 0.9ом.
Сейчас отдельно выведены, у статора катушки последовательно.
Помнится было не просто переделать, там щётка к корпусу вроде приклёпана, колхозить пришлось.
Собираются они тоже с какойто матерью, надо чемто держать щётки в глубоком корыте.

Борисович, если не находить применение таким моторам, то куда же их тогда.
СпойлерИли игрушечный стенд из якоря и магнитов делать, а железо статора на дроссель. Или в металолом.
По назначению они разве что своим видом востребованы, хотя даже те которые видел в продаже как новые, не очнеь товарного вида и их надо перекрашивать для реставрации.

Автомобилисты говорят про какието камазовские моторы, вроде ка кони тоже имеют выбег большой, но они тоже с магнитами.
Хотя на этом тоже написано КЗАМЗ и я не смог узнать что это за завод, все похожи.
Помню у них тоже дворники бросались где попадя и надо тумблером ловить их чтоб выключить.
Так что хорош этот мотор для переменки, еслиб она такая гдето была.
Но из преимуществ у него скользящий подшипник, оно должно быть потише чем советское вроде моторов от швейной машины МШ-2.

Re: Тормоз коллекторного (универсального) двигателя

Чт сен 07, 2023 23:38:15

А когда последовательно было, ты пробовал разогнаный коротить тормозить? Кмк там намагниченнось должна была остаться

Re: Тормоз коллекторного (универсального) двигателя

Чт сен 07, 2023 23:54:17

74LS00 писал(а):Борисович, если не находить применение таким моторам, то куда же их тогда.

Так ты сам ниже написал.
В металлом.
Сдать ненужное,на вырученные деньги купить НУЖНОЕ.
А дрель из такого мотора,я тебе показал - как случайно сохранившийся пережиток прошлых времён.
Кстати, сохранилась потому,что мелкая. Там мотор на 5 вт

Re: Тормоз коллекторного (универсального) двигателя

Пт сен 08, 2023 02:03:24

Был у меня когдато мелкий мотор около 6см вроде, потерялся видимо.
этот толстый 7.5см, тяжеловат для дрели, хотя потроха по размеру у него как раз близко к современным.

Называть такое деньгами сложно.
СпойлерМожет есть кто по авторазборкам ходит, я даже таких мест не знаю, и без машины туда попасть и чтото увезти нереально.
Тем более я даже не знаю названия что там могло бы быть. Видел такие моторы типо новые за 500-1000 продают.
Сдавать опять же 1.5 кило железа это 25р, ну пусть 150г меди будет ещё 60р, меньше 90р, особо не купишь ничего.
Хотя может с разборки они и стоят 100р, но думаю барыги попросят больше.


А тут оно готовое есть.
Тогда уж проще магнитов докупить и статор приделать.

Re: Тормоз коллекторного (универсального) двигателя

Пт сен 08, 2023 13:38:56

74LS00 писал(а):толстый 7.5см, тяжеловат для дрели,

Что ты 74LS00, пишешь забавное.
40 лет назад,такая дрель была сделана чисто от безисходности. Мелких тогда не было ВООБЩЕ.А платы сверлить,не ломая свёрла 1 мм.Ну сильно хотелось.В том числе потому,что свёрла такие тоже было фиг найдёшь.

А уж сейчас инструменты всякие разные.И в общем не сильно и дорого

Re: Тормоз коллекторного (универсального) двигателя

Пт сен 08, 2023 13:45:16

Да, топоры в то время были... в вашей местности.

Были и промышленного производства, а то , что можно было дома сделать из подручных средств, куда более цивилизованно выглядит.

Re: Тормоз коллекторного (универсального) двигателя

Пт сен 08, 2023 14:12:17

Муркиз писал(а):Да, топоры в то время были... в вашей местности

Муркиз, ты это кому? И вообще о чём?

Re: Тормоз коллекторного (универсального) двигателя

Пт сен 08, 2023 18:19:18

Я тогда и подумать не мог что бывают электрические дрели, мне и обычной американской 19 века хватало. А поломаные советские тоже валялись.
СпойлерЯ о том что маленький можно было кудато применить для стационарной поделки.
Но помнится при его огромном корпусе там очень мелкие потроха, поэтому подозреваю мощи в нём никакой. Мне и сверлилки на ДПМ30 хватает, мне кажется она даже мощнее. Главное что тихая платы сверлить.
Эти от стеклоочистителей вроде тоже относительно тихие, видимо обороты меньше и просто корпус закрытый глушит шум.
Хотя возможно дело просто в постоянном токе.
Еслиб там была сила, такое как раз под сверлильный станочек для плат наверно подошло бы.

Re: Тормоз коллекторного (универсального) двигателя

Пт сен 08, 2023 18:54:15

74LS00 писал(а):обычной американской 19 века хватало.

74LS00, Так это ж сейчас - артефакт. Картинку покажи. Занятно.

Вот у меня у дедушки был древний уже тогда - ручной сверлильных станок.Типа как на картинке.Не сохранился.Картинка из Интернета.Изображение
Вот древние ручные инструменты которым лет от 80 - это сильно занятно.
А авто-элекромоторчики из 70-80 - это пока отстой.Может лет через 50-100 будет и по другому
Ответить