Блоки питания, преобразователи напряжения, UPS'ы - это здесь :)
Ответить

ЗУ для автомобильных кислотных АКБ SKYWAY

Ср янв 17, 2024 11:08:12

Всем доброго времени суток. Знакомый попросил отремонтировать ЗУ Skyway 15 ампер для автомобильных АКБ. Вскрытие пациента показало, что пробиты силовые транзисторы J13009. Прозвонка обвязки транзисторов, ШИМа TL-494 и операционника LM-224 показала отсутсвие подозрительных элементов. Транзисторы успешно заменил. Через лампу включил в сеть - на выходе появилось напряжение порядка 30 вольт. Сколько не читал про эти и аналогичные зарядники на выходе должно быть 14,7-15 вольт. Теперь вопрос: откуда появилось удвоенное напряжение на выходе. Я так думаю, что при изготовлении таких устройств трансформаторы мотаются на напряжение 16-17 вольт. Откуда появилось 30v, которое в принципе не должно и близко быть на заряднике 12-ти вольтовых АКБ?
Согласен, для питания TL494 может быть использовано такое напряжение (по даташиту до 41 вольта), но как оно попало в выходную цепь? Схему на данное устройство естественно не нашёл. Очень похожа схема на ЗУ "Катунь-501". К сообщению прилагаю. По схеме на выходе этого ЗУ +15в и -15в. Если считать, что это двухполярное питание то 30 вольт-это нормально. Но 30 вольт для кислотного АКБ -это много, даже для кальциевого аккумулятора.
Вложения
Катунь 501 (1).jpg
(196.87 KiB) Скачиваний: 108

Re: ЗУ для автомобильных кислотных АКБ SKYWAY

Ср янв 17, 2024 11:28:53

Очевидно, не работает обратная связь. Проверяйте напряжения на ногах 1, 2, 3 и компоненты в этих цепях.

Re: ЗУ для автомобильных кислотных АКБ SKYWAY

Ср янв 17, 2024 12:53:03

На 1-й ноге 4,97v
На 2-й ноге 4,94v
на 3-й ноге 3,36v
Получается на выходе первого компоратора высокий уровень (напряжение= напряжению неинвертирующего входа минус слив напряжения на 7 пин ШИМки(судя по даташиту на TL-494))/ Итого на 3-м пине мы видим 3,36v.
На выходе (где 30v) стоит резистивный делитель напряжения, выход с которого подключен к 1-му ПИНу ШИМ. Если посчитать, то напряжение на выходе этого делителя (соответственно на 1-м ПИНе) должно быть 5,07v. У нас-4,97 (что вполне я могу допустить).



Осциллограммы TL-494 на 8,11 и 5 выводе
Вложения
5 вывод С (1).jpg
(166.61 KiB) Скачиваний: 36
11 вывод (1).jpg
(138.96 KiB) Скачиваний: 22
8 вывод (1).jpg
(143.22 KiB) Скачиваний: 22

Re: ЗУ для автомобильных кислотных АКБ SKYWAY

Ср янв 17, 2024 12:53:57

Ага, первая нога это чисто связь по напряжению. Зато на вторую подаётся опорное в зависимости от тока. Там выход инвертирующего усилителя с усилением примерно 200. Только что-то не соображу как оно всё должно работать при таких номиналах R27, R23.

Re: ЗУ для автомобильных кислотных АКБ SKYWAY

Ср янв 17, 2024 13:00:49

Выход неплохо бы чем нибудь нагрузить, там кроме килоомного делителя вообще нагрузки нет. Хотя бы миллиампер 100-200 должна быть нагрузка.

Re: ЗУ для автомобильных кислотных АКБ SKYWAY

Чт янв 18, 2024 04:30:43

Да, пин 2 через резистор R27 сидит на опорном напряжении=5вольт. Но он не контролирует ток. Это напряжение с которым сравнивается состояние 1-го ПИНа, и оно жёсткое =5 вольт. Когда напряжение на делителе (который на выходе) превысит 5 вольт (ну или на 1-м ПИНе), Компоратор №1 "схлопнет" ШИМ сигнал и БП уйдёт в защиту (отключится). У нас на 1м ПИНе 4,97v и это меньше 5v. На осцилограммах видно, что ШИМ уже заужен почти до минимума. Поэтому, по идее, напряжение на выходе должно быть минимальным, но никак не 30v.
Как я понял, компоратор №1 (1,2,3 ПИНы) отвечает за контроль напряжения. А компоратор №2 (15,16,3 ПИНы) отвечает за контроль по току. 16 вывод жёстко сидит на "земле", а через 15 вывод осуществляется контроль падения напряжения на шунте. При этом шунт сидит на линии минус 15v. Соответственно на 15 пине TL494 напряжение со знаком "-" и оно естественно меньше чем напряжение на 16 выводе и ШИМ сигнал не "душится". Когда ток заряда (на выходе) превышает 15 А, напряжение на 15 пине станет больше 0 (больше чем на пине 16) и компоратор №2 "схлопнет" ШИМ сигнал и БП уйдёт в защиту.

Добавлено after 3 minutes 19 seconds:
По поводу нагрузки на выходе. Выход нагружал автомобильной лампой 24 вольта 5Вт. Напряжение падает до 28 вольт. ШИМ сигнал особо не меняется.

Re: ЗУ для автомобильных кислотных АКБ SKYWAY

Чт янв 18, 2024 06:22:52

хочется ремонтировать - нужна схема (срисовать прототип знакомой конструкции и пары часов хватит, в предложенной отсутствует важный резистор, который свидетельствует о непонимании принципа управления), а не рассказы "про ножки"...если с нагрузкой тоже 28 В, то, получается, силовые транзисторы в режиме автогенератора и микросхема ими не управляет

Re: ЗУ для автомобильных кислотных АКБ SKYWAY

Чт янв 18, 2024 06:35:26

По схеме на выходе этого ЗУ +15в и -15в. Если считать, что это двухполярное питание то 30 вольт-это нормально. Но 30 вольт для кислотного АКБ -это много, даже для кальциевого аккумулятора.

Есть вот такая батарейка-
СпойлерИзображение

https://acums.ru/wp-content/uploads/202 ... 206356.jpg
На выводах написано- +4,5 вольта и - 4,5 вольта, но, это не значит, что батарейка девятивольтовая..

Ваше ЗУ должно выдавать 15 вольт максимум!!


И, чтобы развеять ваши сомнения, обратите внимание, вывод -15 вольт соединён с "землёй"..

Re: ЗУ для автомобильных кислотных АКБ SKYWAY

Чт янв 18, 2024 10:20:30

Какой режим автогенератора? Вы о чём? В автогенераторах используется колебательная система, которая здесь осутствует. Посмотрите внимательно на осциллограммы. Осцилограммы на базах транзисторов присутствуют и смещены относительно друг друга, соответственно транзисторы работают в двухтактном режиме (поочереди) в соответствии с сигналом на 4-й ножке (ДЕТ ТАЙМ), который определяет время смещения одного шим сигнала от другого.
А резисторы да, есть. в линии 11 ПИН-база Q2 и в линии 8 ПИН-база Q3 установлены резисторы по 5,1 кОм. Это резисторы ограничения тока базы транзисторв. Других отличий в схеме я не нашёл. Даже номиналы деталей совпадают
Я так пологаю, проблему надо искать в районе операционника LM224, являющегося усилителем сигналов ошибки. Кстати и TL494 и LM224 проверены заменой. Дело не в них.

Добавлено after 3 minutes 21 second:
Я согласен, что он должен выдавать 15 вольт. Но выдаёт то 30. В этом то и вся проблема.

Re: ЗУ для автомобильных кислотных АКБ SKYWAY

Чт янв 18, 2024 10:46:47

uzhur писал(а):пин 2 через резистор R27 сидит на опорном напряжении=5вольт. Но он не контролирует ток.

А ещё через R23, который тянется к операционнику. И вот если бы их номиналы были примерно равны, то при нуле на выходе операционника получилось бы где-то 2,5 опорного и 15 на выходе.
uzhur писал(а):Какой режим автогенератора? Вы о чём? В автогенераторах используется колебательная система, которая здесь осутствует.

Очевидно, вы довольно поверхностно понимаете что происходит в схемах вообще и в этой конкретной в частности. От первички Т2 к Т1 тянется проводок на дополнительную обмотку. А ещё R34, R35 и R40, R41. Зачем? А вот именно и затем, чтобы блок мог жужжать и без управления. А как только ШИМка запитывается, то перехватывает управление.
Проверьте всё между U1 и T1.

Re: ЗУ для автомобильных кислотных АКБ SKYWAY

Чт янв 18, 2024 11:03:42

Электролиты проверяли ?

Re: ЗУ для автомобильных кислотных АКБ SKYWAY

Чт янв 18, 2024 11:04:17

uzhur писал(а):Это резисторы ограничения тока базы транзисторв. Других отличий в схеме я не нашёл. Даже номиналы деталей совпадают
uzhur писал(а):У нас на 1м ПИНе 4,97v и это меньше 5v.

Ну вот и смотрите почему у вас на 1 ноге вдруг оказалось 4,97в. Если верить номиналам делителя при выходном напряжении 30в на 1 ноге должно быть более 9в.
Изображение
Разбирайтесь с делителем. посмотрите номиналы, протрите платы спиртом, куда девается напряжение?
Вложения
0,2.png
(8.19 KiB) Скачиваний: 316

Re: ЗУ для автомобильных кислотных АКБ SKYWAY

Пт янв 19, 2024 05:49:18

Конденсаторы проверял. ESR в норме. Вчера общался с хозяином зарядника. Да, он выдавал 15 вольт. Говорит что его уже пытались ремонтировать. Так же сгорели силовые транзисторы. Заменили. Для проверки TL494 для чего то выпаяли плату на которой она распаяна (TL494 и её обвязка распаяны на отдельной платке). И потом не впаивая эту плату на место включили в сеть.... Естественно произошёл БА-БАХ. Снова сгорели транзисторы, предохранитель. Платку с TL494 успешно впаяли обратно и принесли мне.
Ну как бы если имели место такие обстоятельства, то есть предположение, что неисправность может быть и в трансформаторах. В частности во вторичке Т1 или первичке Т2. Мультиметром обмотки звонятся как исправные.


По поводу делителя на выходе у меня номиналы резисторов отличаются от схемы: R2-24 кОм; К4-5,1 кОм; К5-110 кОм. В результате при 30 вольт на выходе с делителя на первую ногу TL494 выдаётся 5,062v.

R34, R35 и R40, R41 выпаял, проверил. Номиналы соответствуют.
Вложения
Мой делитель напряжения.jpg
(38.5 KiB) Скачиваний: 13
Платка с TL494.jpg
(119.84 KiB) Скачиваний: 17

Re: ЗУ для автомобильных кислотных АКБ SKYWAY

Пт янв 19, 2024 05:58:08

uzhur писал(а):По поводу делителя на выходе у меня номиналы резисторов отличаются от схемы: R2-24 кОм; К4-5,1 кОм; К5-110 кОм. В результате при 30 вольт на выходе с делителя на первую ногу TL494 выдаётся 5,062v.

Теперь остаётся выяснить истинную обвязку второй ноги, с истинными номиналами. При таком делителе напряжение на ней должно быть 2,5в.

Re: ЗУ для автомобильных кислотных АКБ SKYWAY

Пт янв 19, 2024 06:40:15

uzhur писал(а):неисправность может быть и в трансформаторах

думаю, раз не сгорает, то трансформаторы рабочие

Re: ЗУ для автомобильных кислотных АКБ SKYWAY

Пт янв 19, 2024 09:37:00

Телекот. Вы правы. На 2-м выводе TL494 должно быть 2,5 вольта. Тогда на выходе получается 15v. Я выпаял R27 и R23. От лабораторника подал 2,5 вольта на 2-й ПИН TL494. На выходе стало 15 вольт.

Re: ЗУ для автомобильных кислотных АКБ SKYWAY

Пт янв 19, 2024 09:53:09

Срисуй обвязку второго вывода С истинными номиналами.

Re: ЗУ для автомобильных кислотных АКБ SKYWAY

Пт янв 19, 2024 11:00:18

Вот, срисовал
Вложения
Обвязка ПИН2.jpg
(132.23 KiB) Скачиваний: 28

Re: ЗУ для автомобильных кислотных АКБ SKYWAY

Пт янв 19, 2024 11:16:58

Вот всё равно непонятно соотношение 5,1 кОм и 360 кОм.

Re: ЗУ для автомобильных кислотных АКБ SKYWAY

Пт янв 19, 2024 11:43:46

может там 3,6к, или к второй ноге под микросхемой ещё дорожка идёт. Может маркировка какя заумная.
Ответить